Товарный знак – важная часть фирменного стиля компании. Логотип делает бренд узнаваемым, выделяет его среди конкурентов, помогает продвижению товаров или услуг правообладателя, привлекает целевую аудиторию. Это обозначение должно сочетать удачное дизайнерское решение и охраноспособность. Если хотя бы один компонент отсутствует, логотип нуждается в доработке.
Доработка товарного знака – это внесение в него изменений с целью получить уникальное обозначение, отражающее концепцию бренда и отвечающее требованиям законодательства. Как правило, доработка решает одну из двух задач: создание нового товарного знака, подлежащего правовой охране, либо редизайн существующего средства индивидуализации.
Оставить заявку на бесплатную консультацию
Не все компании регистрируют логотипы в самом начале деятельности. Нередко вопрос оформления документов возникает, когда обозначение уже стало узнаваемым и приобрело определённую ценность. Но на стадии подготовки заявки в Роспатент владелец может с удивлением узнать, что зарегистрировать логотип не получится, так как он не отвечает условиям охраноспособности, например:
Если бренд уже известен, полное изменение логотипа может плохо повлиять на развитие бизнеса, снизить финансовые результаты компании. Во многих случаях проблема решается при помощи доработки прежнего обозначения с сохранением узнаваемости.
С аналогичными проблемами может столкнуться и предприниматель, который планирует зарегистрировать новый товарный знак. Когда разработкой логотипа занимаются специалисты по интеллектуальной собственности, они заранее исключают многие риски, так как хорошо знают требования Роспатента, методику оценки и сравнения обозначений. А собственники, которые придумывают логотипы сами и подают заявку без профессионального сопровождения, часто получают отказы из-за несоответствия знака положениям закона. С помощью патентного поверенного отклонённое обозначение можно доработать, а не разрабатывать новый дизайн с нуля.
Большинство товарных знаков включают словесные и (или) изобразительные элементы. Их сходство оценивается по фонетическим, графическим и семантическим признакам.
Для установления сходства или тождества важно совпадение в части сильных элементов. В комбинированном знаке это, как правило, словесная составляющая. Степень важности изобразительного элемента зависит от его оригинальности и роли в композиционном решении. Сходство только неохраняемых элементов во внимание не принимается.
В спорной ситуации даже разные с художественной точки зрения обозначения могут быть признаны сходными до степени смешения при наличии фонетического или смыслового сходства.
Например, суд признал сходными товарные знаки «TASHIR EXPRESS» и «Ташир пицца», так как в состав обоих обозначений входят сильные семантически и фонетически тождественные элементы "TASHIR" и "Ташир".
В рамках другого дела основанием для констатации сходства двух обозначений стало вхождение в их состав слова «лето» и высокая степень однородности товаров, для которых они зарегистрированы.
Таким образом, перед специалистом, который занимается доработкой логотипа, стоит непростая задача – максимально уйти от решений, которые уже использовали в своих знаках конкуренты, и при этом сохранить смысловое наполнение.
Для повышения уникальности обозначения его можно корректировать разными способами:
Например, таким образом создано немало логотипов со словами, производными от слова «букет»:
В нашей практике был такой случай. Клиент обратился для регистрации знака «SMART TOOLS» для 7 и 35 классов МКТУ. После предварительного анализа мы предупредили заявителя, что Роспатент может признать такое обозначение лишённым различительной способности как указывающее на вид товара (умные инструменты). Для снижения риска отказа словосочетание было преобразовано в фантазийное слово «SMARTTOOLS». Первоначально эксперт Роспатента расценил заявленное на регистрацию обозначение как сложносоставное слово, семантически указывающее на вид и характеристику товаров. Однако после дополнительных разъяснений вопросы были сняты, а товарный знак зарегистрирован.
Другие примеры подобных преобразований:
Другой пример из практики бюро – регистрация товарного знака для футбольного клуба «Красная пресня». Представленный клиентом вариант включал в качестве доминирующих неохраняемые элементы (буквы «КП», числа «20 22», геометрическую фигуру ромб). По нашей рекомендации логотип был доработан: буквы К и П выполнены оригинальным шрифтом и заявлены при регистрации как изобразительный элемент. Вопросов от регистрирующего органа не поступало, товарный знак внесён в госреестр.
Здесь возможно неограниченное число вариантов, всё зависит от фантазии дизайнера. Например, одно и то же по смыслу изображение – кисть винограда – выглядит в комбинированных товарных знаках по-разному:
Необходимый способ корректировки выбирает специалист, который дорабатывает логотип, с учётом пожеланий клиента. Решение зависит от недостатков первого варианта, наличия конкурирующих знаков, сферы работы компании и категории товаров, для которых будет использоваться обозначение.
Редизайн товарного знака может потребоваться в случае изменения целевой аудитории, расширения рынка сбыта или линейки товаров. Иногда правообладатели просто хотят сделать логотип более современным, отвечающим новым трендам в области дизайна и маркетинга.
Логотипы компании «Татнефть», зарегистрированные в разные годы
Изменить информацию о зарегистрированном товарном знаке в реестре и свидетельстве можно в отношении сведений, перечисленных в статье 1505 ГК РФ. В части внешнего вида логотипа эта статья предусматривает только изменение отдельных элементов, не меняющее его сути.
Это может быть удаление или добавление элементов, которые не занимают доминирующего положения, корректировка цветов, незначительное изменение шрифта. Главный принцип – такие изменения не должны менять общего восприятия логотипа. Соблюдение этого требования оценивает Роспатент в процессе рассмотрения материалов. Если эксперты придут к выводу, что запрошенные изменения являются существенными, в удовлетворении заявления откажут.
Аналогичное правило действует и для заявки на новый товарный знак, которая только рассматривается Роспатентом. Существенно изменить заявленное обозначение на этом этапе нельзя. В соответствии со статьёй 1497 ГК РФ такие материалы не будут приняты патентным ведомством.
Существенным считается:
Например, правообладатель комбинированного товарного знака № 185447 хотел изменить его цветовое решение и шрифт. Регистрирующий орган пришёл к выводу, что запрошенные изменения приводят к изменению восприятия товарного знака в целом, и отказал заявителю. Эту позицию поддержал и Суд по интеллектуальным правам, который рассматривал заявление об оспаривании решения Роспатента.
Владельцу товарного знака № 841649 отказано в изменении путём исключения из слова «КЕБРАЧЧО» одной буквы Ч. Роспатент мотивировал это решение тем, что такая корректировка изменяет визуальное восприятие единственного словесного элемента, составляющего товарный знак. С этой позицией СИП также согласился.
Неудачной оказалась и попытка правообладателя заменить слово «ЯПОНА» в товарном знаке № 359073 на слово «ЯПОНО». Роспатент указал, что в результате такой замены товарный знак приобретает иное семантическое значение, то есть меняется по существу. Подтверждая это решение, СИП отметил, что запрошенное изменение превращает товарный знак из эвфемизма в обозначение, относящееся к иностранному государству. Кроме того, в случае такой корректировки возникает вероятность смешения спорного обозначения с товарными знаками третьих лиц, зарегистрированными позднее.
А вот несколько примеров изменений, которые СИП признал допустимыми:
Зарегистрированный товарный знак | Вариант после изменения | Обоснование |
---|---|---|
![]() |
![]() |
Изменение не может быть признано меняющим восприятие товарного знака в целом, поскольку изображение остаётся прежним, его визуально воспринимаемые элементы не добавляются, не исключаются и существенно не изменяются. (Решение СИП от 11.12.2023 по делу № СИП-813/2023) |
![]() |
![]() |
Исключение из товарного знака неохраняемых элементов не меняет его общее зрительное впечатление, не изменяет его существо. (Решение СИП от 22.02.2023 по делу № СИП-948/2022) |
![]() |
![]() |
Изменение тона одного из цветов, которые использованы при воспроизведении спорного товарного знака, не считается существенным изменением объёма правовой охраны. (Решение СИП от 18.11.2022 по делу № СИП-839/2022) |
Если в логотип вносятся глобальные изменения, единственный способ официально это зафиксировать – зарегистрировать новый товарный знак. Перед тем как отправлять заявку, нужно провести проверку нового логотипа, чтобы исключить сходство с другим знаком с более ранней датой приоритета.
Доработка логотипа требует не только дизайнерских навыков, но и знаний в области интеллектуальной собственности. Если новое обозначение окажется неуникальным или нарушающим другие требования закона, зарегистрировать его не получится.
При самостоятельной корректировке правообладатели часто допускают ошибки, например:
Чтобы в результате доработки получить охраноспособный товарный знак, рекомендуем поручать решение этой задачи профессионалам.
В патентном бюро «Первоисток» логотипы дорабатывают дизайнеры вместе с патентным поверенным. Это помогает получить узнаваемое обозначение, которое точно пройдёт экспертизу Роспатента. При необходимости мы готовы не только доработать обозначение, но и сопроводить его регистрацию до получения свидетельства.
Наши услуги | Цена (руб.) | Срок выполнения |
---|---|---|
Доработка товарного знака | 10 000 | до 10 рабочих дней |
Регистрация нового обозначения в Роспатенте | от 25 000 | 3 – 6 месяцев |
Внесение изменений в товарный знак | 9 000 за одно изменение | 1,5 месяца |
Окончательная стоимость работ рассчитывается индивидуально и фиксируется в договоре. Взаимодействие патентного поверенного и дизайнера с заказчиком осуществляется онлайн, поэтому наша помощь доступна клиентам из всех городов России.
Если вы хотите получить уникальный охраноспособный логотип, закажите его доработку в патентном бюро «Первоисток». Мы подбираем решение для каждой ситуации и гарантируем успешное прохождение регистрационной процедуры.
Записаться на персональную консультацию можно через форму на сайте.
Новые статьи в блоге:
Популярные услуги